5

Голландской группе The Ex в этом году есть что отпраздновать. Как – никак, а 33 года способен просуществовать далеко не каждый коллектив. Юбилейное концертное выступление музыканты решили приурочить к еще более значимой по музыкальным меркам дате – 33 и 1/3 года: ровно столько оборотов в минуту делает стандартная виниловая пластинка.

Голландцы, кстати, винил очень любят, и таких пластинок у них целая коллекция. Своих, разумеется. За время своего существования коллектив записал пару десятков полноценных студийных альбомов и еще несколько сборников. Если и можно во всем этом изобилии найти хоть какой-то недостаток, так это, пожалуй, слишком непритязательная селекция песен. The Ex записывали буквально все, что только приходило им в светлые головы. Для них слово «музыка» всегда было синонимом слова «жизнь». Извлечение звуков из инструментов стало для музыкантов ежедневной приятной обязанностью, а небольшие концерты они устраивают чуть ли не каждый уикенд.

Их стиль можно охарактеризовать как скрещение джаза, африканской ритмики и гитарного панк-рока. Это оголтелая, заводная, нешаблонная музыка, которая ориентирована на людей с открытыми сердцами, стремящимися познавать все новое. Это даже не стиль музыки, а стиль жизни.

Держится творчество голландцев на двух китах: понимании того, что если хочешь, чтобы что-то было хорошо сделано, нужно делать это самостоятельно, даже если ты разменял уже шестой десяток; а также готовности брать на себя риски и смело идти к новым целям. Именно поэтому часть The Ex можно увидеть колесящими по Европе на стареньком автобусе, самостоятельно  упаковывающими свои диски,  именно поэтому на их концертах почти не приходится слышать просьбы исполнить старые хиты. Постоянные поклонники группы знают, что голландцы не любят оглядываться: только новые треки, новые хиты, новые шоу. Когда какой-то трек становится слишком известным, группа просто перестает его играть. Все баста, двигаемся дальше, ребята.

Это извечное стремление вперед не раз приводило группу из бедного амстердамского района в самые неожиданные места. В 70-х они активно гастролировали по Африке, в Эфиопии они давали концерты в коровниках и полицейских участках. В 80-х они приехали в США, где для них был организован стадионный тур вместе с Sonic Youth. Приезжали они и в СССР, причем выступали не где-нибудь, а в МГУ. В общем, их географический разброс не уступал количеству их стилистических вариаций. От голландцев и до сих пор сложно ожидать постоянности. Они исполнят то тяжелый рок, то мелодичные фолк-баллады. Пожалуй, единственное, что связывает разные по стилю песни, это электрогитарное стокатто или гитарное неистовство, как предпочитают называть его сами исполнители. Это та самая первооснова, которая лежит во всех композициях коллектива.

В Москву группа привезла, конечно, лишь небольшую часть своего объемного репертуара. Да и приехали сюда голландцы не в полном составе, и тем не менее, произведенный ими эффект оказался настоящим раздольем для соскучившихся по чему-то аутентичному и оригинальному жителей столицы. Концерт группы сопровождался настоящим парадом голландских звезд. Были здесь известные De Kift, которые выступают на сцене почти четверть века, и The Kyteman Orchestra, которые играют нечто очень напоминающее Вудкида, и Skip & Die, которые вполне могли претендовать на роль хедлайнера со своим мультикультурным электропопом.