Окегем строит мотет из двух крупных разделов, где второй (со слов «Virgo prius…») дает значительное об­новление материала, фактуры, характера движения. Создается некий двугранный образ, ибо вторая часть от­личается по характеру звучания от первой. Композитор отражает в своей музыке две волны молитвы, вкладывая во вторую больше динамики. Сама возможность построе­ния многочастной художественной формы (мотет Оке­гема в этой связи — один из первых образцов) возникает как следствие расширения средств выразительности, ре­зультат разнообразия в построении многоголосия. В дальнейшем внимание авторов в плане формы сочи­нения (и, соответственно, отражения содержания текста) все более и более концентрируется на выделении нюан­сов текста.

Внутренние «контрасты» в мотете Окегема прихо­дятся на грани разделов формы. Так, вторая часть мотета (virgo prius) 12
открывается дуэтом верхних голосов, за которым следует трехголосная имита­ция («prius…»). Фактура облегчается — для того чтобы вновь максимально уплотниться к моменту завершения мотета.

Мотет Окегема Alma R. М. — высшее достижение во­кально-полифонического искусства в традициях XV века; в нем содержатся предпосылки, развитие которых мы наблюдаем затем в творчестве авторов конца XV— XVI веков.

Мотет Жоскена Alma Redemptoris Mater основывается на том же принципе колорированной пере­работки первоисточника, что и сочинения Дюфаи, Дан­стейбла, Окегема. Таким образом, со стороны чисто технического способа сочинения, общего подхода к об­работке музыкального материала мы видим у Жос­кена полное совпадение с приемами старших мастеров XV века.

Но Жоскен — представитель нового поколения музы­кантов, так называемой третьей нидерландской школы, венчающей традиции старых полифонистов и открываю­щей эпоху Высокого Возрождения в музыкальном искус­стве. Общеизвестны творческие достижения Жоскена в плане обновления средств музыкального письма: мело­дики, обретающей у него живое дыхание, непосредствен­ность; полифонической фактуры, ставшей намного более прозрачной и гибкой; гармонии, полнозвучной, вступаю­щей в стадию сопряжения модальной и тональной ло­гики; формы, позволяющей «развивать музыкальную мысль в больших масштабах». Сравнение мотета Жоскена с предшествующими образцами ясно демон­стрирует тот существенный скачок, который, будучи за­кономерно подготовленным нидерландской школой двух поколений, непосредственно ввел музыкальное мышле­ние в новую фазу стилистического развития.