В Sanctus первое проведение с. f. соответствует из­ложению оригинала, а второе (в разделе Pleni sunt) дано опять-таки в двойном уменьшении.

Наконец, в Agnus I в качестве с. f. взята мелодия superius, но лишь первого куплета. Она звучит в обра­щении и в четырехкратном увеличении. С. f. для Ag­nus II совпадает с тем изложением среднего голоса, который дан в песне.

Из этого подробного описания трансформации мело­дических голосов первоисточника видно, что каждая часть ординариума мессы начиная с Gloria включает в себя по нескольку вариантов звучания одного и того же голоса. И если в начале частей господствует техника на с. f., то окончание их выполнено (в результате по­следовательного сокращения длительностей) уже по- иному, имеет лишь отдаленное сходство с этой техникой. Ровное, идентичное движение всех голосов, выступающее пусть небольшим, но все же контрастом к предыдущим разделам, напоминает заключительные разделы, каден­ции, характерные для сочинений, написанных на с. f., но намного здесь укрупненные, выросшие в солидные, зна­чительные коды. Они сообщают частям мессы, с одной стороны, динамику — своей подвижностью, мобиль­ностью (функция ритурнеля), — а с другой стороны, придают им черты законченности, завершенности.

Следует также отметить, что Жоскен Депре не чуж­дается и старых приемов работы с с. f., использования таких его форм, в которых цитируемая мелодия неузна­ваема, «неслышима» (Agnus I). Она — дань традиции, силу влияния которой композитор не хотел, а возможно, и не мог преодолеть, несмотря на всю свою необуздан­ную фантазию, на смелый, дерзновенный характер твор­чества.

Вопреки явному преобладанию в стиле мессы тех­ники письма на с. f., «Fortuna desperata» Жоскена Депре «смотрит» в будущее этого жанра. В ней уже рельефно предстает имитационное начало — не в функ­ции сцепления отдельных разделов внутри частей, не как средство разработки, но как форма экспониро­вания основного материала. И в этом отношении она стоит на пути к мессе со сквозным имитационным строе­нием.

Тяготение многоголосия к однотемности особенно ярко выражено в трехголосных Pleni sunt и Benedictus, куплетно-строфическая структура которых создается прежде всего благодаря имитационным формам. От этих частей всего лишь один шаг к сквозной имитационности стиля Палестрины. Итак, «Fortuna desperata» Жоскена Депре убедительно показывает особенности стиля ком­позитора, где тесно переплетаются и мирно уживаются самые разные творческие тенденции музыки XV века. В своих произведениях, многие из которых являются интерпретациями известных, популярных музыкальных тем, Жоскен всегда смел, предельно разнообразен, многогранен, ярок, и именно в этом заключена его индивидуальность.