О. Лассо написал четыре мотета на «тему» Alma Redemptoris Mater — пятиголосный, два шестиголосных и восьмиголосный. Они дают основание судить не только о специфике свойственной ему трактовки cantus prius factus, но и о тех ярких переменах, которые соверша­ются в недрах «строгого письма» во второй половине XVI века, и в частности в стиле О. Лассо. Мессы ком­позитора в большей мере отражают нормы классического стиля вокальной полифонии. В мотетах же удивитель­ным образом преобразуются и во многом по-иному зву­чат вроде бы те же, типичные для «строгого письма» интонации, особой динамичностью наделяются имитации, яркостью контрастов — регистровые группировки голо­сов, стремительностью и активностью — само течение му­зыки.

Во всех четырех мотетах отношение к первоисточнику одинаковое: композитор ориентируется прежде всего на текст антифона, притом на его содержание в большей мере, чем на строение, членение. Мотеты Alma Redempto­ris Mater одночастны. Ни одна из строк текста не слу­жит композитору основанием для выделения на его основе самостоятельного раздела формы (подобно тому, как это было у Окегема, Жоскена). О. Лассо вчиты­вается в детали текста, не обособляет структурно за­конченные его фразы, а стремится чисто музыкальными средствами подчеркнуть отдельные выражения, слова, заключающие важные с точки зрения смысла нюансы. В каждом мотете внимание композитора фокусируется на разных смысловых деталях текста. И все вместе они являются как бы серией дополняющих друг друга раз­работок одной темы, в совокупности ярко доносящей ее потенциальные возможности. О. Лассо добивается в ка­кой-то мере конкретизации отдельных моментов текста, прибегая к звуковой семантике регистра, фактуры, рит­ма. Так, словам «et stella maris» («и звезда морей…») везде сопутствует повышение регистра, уменьшение плотности фактуры, просветление звучания. В шести­голосном мотете (№ 517) в этом месте остаются только два верхних голоса с прозрачной имитацией. В пяти­голосном мотете каждый голос буквально взлетает вверх на этих словах, получая ямбические мотивы со скачком и последующим восходящим движением.

Везде фактурно облегчены и регистрово осветлены слова «Virgo prius…» В трех мотетах (восьмиголосном и обоих шестиголосных) Лассо выделяет в центре ком­позиции фразу «surgere qui currat populo» («людей, что тщатся восстать…») — одну из ключевых фраз анти­фона.