Итак, отталкиваясь от многих принципов построения вокальных композиций, инструментальная музыка в эпо­ху Возрождения приобретает все большую самостоя­тельность. Поэтому в данной главе речь шла не только о переложениях собственно вокальных пьес, но и о но­вых путях, новых способах разработки материала вокального первоисточника — прежде всего в условиях вариационных форм. Связь жанров инструментальной и вокальной музыки остается тем не менее необычайно многообразной так как для этого времени характерны не только случаи создания на основе вокального cantus prius собственно инструментальных форм (канцона, ричеркар, фантазия), но и возникновение редкостных жанровых сочетаний в едином цикле — прелюдия и песня (см., например, тематически связанные между собой Prelude and Carol «Laet ons met herten reijne» Булла в MB, XIV) или же хорал и танец (два варианта «Regina Galliard» этого же композитора —MB, XIX). В целом в этот период закладываются основы сюитных и других циклических форм, кристаллизуются вариационные фор­мы и формы хоральных обработок.

В стороне остались многие интересные проблемы — расширение сферы ладогармонических красок, вопросы гармонического варьирования, практика которого лишь начинала складываться, и др. Главное внимание было сосредоточено на картине заимствования инструмен­тальной музыки тематических источников вокальных произведений — материала народных песенных мелодий и григорианского хорала, многоголосных профессиональ­ных сочинений — мотетов, немецких Lieder, французских chansons, итальянских мадригалов и т. д. как осново­полагающего фонда, что позволило взойти росткам нового стиля и начать движение к новым рубежам.

Alma Redemptoris Mater — один из извест­ных четырех больших антифонов в честь девы Марии. Его автором является Герман Контрактуй ученый, поэт и музыкант из Райхенау, продолжатель дела монаха Санкт-Галленского монастыря Ноткера Бальбулуса по части развития секвенций. Антифон Alma Redemptoris Mater приобрел огромную популярность: в многоголос­ной музыке это один из наиболее широко используемых напевов.

В качестве cantus prius factus этот антифон появ­ляется в XIII веке в мотетах. В мотетах же он встре­чается и в ХIV веке. С XV века он входит в более широкий круг жанров, и прежде всего в мессу. Соста­вители антологий по истории музыки дают обычно боль­шие подборки сочинений на «тему» Alina Redemptoris Mater, особенно предпочитаемую начиная с XV века, очевидно не без влияния авторитета Дюфаи и Дан­стейбла.