Из квинтовой интонации первой фразы антифона вытекает второй, важный для цикла тематический мотив, используемый Палестриной в се­рединных, развивающихся эпизодах частей (Kyrie I; Kyrie II; Gloria — Domine Deus.., Jesu Christe.., cum Sancto Spiritu.., in gloria Dei patris… и т. д.; Sanctus — Dominus Deus..; Credo — visibilium omnium.., Et ex patre natum..; Agnus I — miserere nobis; Agnus II — dona nobis pacem). Соответственно и все прочие фразы лнтифона служат интонационным основанием для мотивного материала мессы. Некоторые же сквозные мотивы (например, поступенный восходящий в пределах квинты, поступенный нисходящий, то есть наиболее нейтральные) Палестрина вводит, как бы обобщая самые типичные формы мелодического движения хорала.

Мотив является у Палестрины подвижной, вариант­ной единицей. Каждый из тематических мотивов звучит не менее чем в десяти различных вариантах (интона­ционных и ритмических). Ощущение мелодической сво­боды музыки складывается из-за разнообразия в про­должении, прорастании тематических мотивов. Отталки­ваясь от общего ядра, мелодическое движение в голосах расходится, разветвляется.

На основании одного круга мотивов в частях мессы формируется полифоническая ткань разной структуры — имитационная и неимитационная. Разнообразны и виды имитаций — простые имитации во всех голосах, имита­ции двух- и трехголосные с сопровождающими контра­пунктами (см. начало Gloria, Credo), двойные имитации (начало Kyrie II), тройные (Credo — Etunam sanctam). Использует Палестрина и противопоставление полифо­нического и аккордово-гармонического складов, вводя эпизоды аккордового звучания в Credo (Et incarnatus), Hosanna. Последовательно, через все части мессы про­ходят линии развития основных мотивов, концентри­руясь в заключительной стадии цикла (Sanctus, Ag­nus I, II). В крупных частях (особенно в Credo) воз­растает интенсивность фактурных противопоставлений: имитационность при этом способствует наибольшей вы­пуклости тематического материала, аккордовое изло­жение обобщает, подытоживает развитие.

Alma R. М. принципиально не отличается от других месс-парафраз техникой исполнения. Но, построенная на основе достаточно сложного, интонационно богатого антифона, будучи шестиголосной, она велика по масшта­бам и демонстрирует поистине гигантский размах мыш­ления Палестрины, сложнейшую логику развития музы­кальной мысли, оттолкнувшейся от одноголосной мело­дии и развернувшейся в огромную циклическую ком­позицию.