Как выглядела мелодия антифона в момент своего создания, установить трудно, потому что сама по себе она не была записана и сохранилась только в виде компонента многоголосных композиций. Известные нам варианты записи антифона (уже более позднего вре­мени, примерно начиная с XV века) имеют некоторые отличия в интонационных деталях при общих контурах мелодии, что может быть связано и с разными расшиф­ровками, и с региональными изменениями бытовавшего по всей Европе напева). Как видим, это богатая, интонационно разнообразная и развернутая мелодия, вместе с тем четко организо­ванная, с единой системой завершающих интонационных оборотов. В ней выделяется определенный круг попевок, которые повторяются, варьируются: мелодическое раз­витие базируется на мотивной вариантности. Одна из наиболее совершенных мелодий григорианского репер­туара, Alma R. М. демонстрирует тот достаточно слож­ный процесс движения, развертывания интонационного материала, который мог быть осуществлен в условиях монодии. Обращает на себя внимание «зачин» —воз­глас в широком диапазоне, ярко выражающий пафос обращения к Матери Спасителя. Отличается антифон и более динамичным, чем в других антифонах (напри­мер, Ave Regina), рельефом мелодии, прямыми подъе­мами и спадами. Определенная логика ощущается в развертывании этой мелодии, свободной, но базирую­щейся на прочном каркасе звуковысотных опор и регу­лируемой скрытым голосоведением.

Обратимся к образцам ее воплощения в многоголос­ной музыке.

Антифон как cantus prius factus в мотетах XIII века — еще достаточно редкое явление. Авторы ла­тинских мотетов в основном ориентировались на тради­ционный тематический репертуар теноровых напевов — на репертуар, зафиксированный в «Magnus Liber organi» (своего рода энциклопедии духовного искусства средне­вековья). Как уже говорилось, это были в основном градуалы и versus аллелуй. Однако среди мотетов на­чинают встречаться и новые для того времени «жанры» монодии, вводимые как с. f. в теноровые партии, на­пример гимны (Beata viscera), секвенции (Victimae paschali laudes) и антифоны. Обновление репертуара cantus prius factus, очевидно, являлось откликом на более «современные» жанры монодии (и гимны, и сек­венции, и антифоны — это продукт творчества сравни­тельно позднего времени, XI—XII веков). Принципы воплощения cantus prius в мотетах XIII века были строго детерминированы, входили в композиционный канон жанра.