И тем не менее, как все сочинения «строгого письма», мотет Гомбера Alma Redemptoris Mater звучит благо­родно и возвышенно, он впечатляет гармонической кра­сотой, полнозвучием и богатством, наполненностью хоровой фактуры.

Шестиголосная месса Палестрины Alma Redemptoris Mater (PW, XX) является одной из поздних месс композитора и принадлежит к числу месс-парафраз.

Технику парафраз Палестрина использует не только в мессах, но и в мотетах (в частности, и в тех, которые написаны на антифон Alma R. М.). К сожалению, мы не имеем возможности сравнить трактовку этого анти­фона в жанре мессы Палестрины и каким-либо другим автором XVI века (из известной на эту тему мессы-парафразы Мутона мы располагаем всего лишь отдель­ными разрозненными частями, которые не дают картины циклического развития сочинения), но изучение техники Палестрины, использованной им во многих мотетах и мессах-парафразах, позволяет сделать определенные выводы о ее особенностях.

Основные принципы и приемы техники парафраз у разных авторов XVI века являются общими. Подход к оригинальной мелодии, способы работы с ней неотъем­лемы от специфики самого строгого стиля (имеется в виду прежде всего сквозная имитационная фактура). В трактовке Палестрины эта техника отличается лишь степенью детализированности разработки cantus prius factus, мотивно-тематической насыщенностью фактуры. Ярче всего эти особенности проявляются в мессах компо­зитора, где сквозное развитие материала достигает не сравнимых ни с какими другими произведениями XVI ве­ка масштабов.

Создавая из попевок антифона тематические мотивы мессы, композитор фиксирует самые важные, узловые интонационные зерна исходного напева, часто при этом убирая разного рода опевания опорных тонов мелодии, в общем, приводя своего рода работу по деколорированию первоисточника, обнажению его интонационного каркаса. По интонационному запасу антифон Alma R. М. таит практически безграничные возможности мотивных комбинаций. Месса Палестрины также очень разнооб­разна по материалу, тем более что шестиголосная фак­тура у Палестрины всегда мотивно сложнее, чем, ска­жем, четырехголосная. Однако во всей большой ком­позиции мессы есть определенный круг стабильных, многократно повторяющихся и развивающихся от части к части мотивов (их мы называем тематическими). Это, во-первых, «заглавный» мотив мессы, открывающий все ее основные части (Kyrie I, Gloria, Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus I).