В восьмиголосном мотете он делает это посред­ством стремительных имитаций во всех голосах, много­кратно повторяя слова текста, расширяя эпизод. Ана­логичным образом выделена фраза в одном из шести­голосных мотетов (№ 518); даже мотивы, имитируемые голосами, оказываются родственными — активные, с острым ритмом, восходящей ямбической квартовой ин­тонацией. В другом же шестиголосном мотете (с нашей точки зрения, наиболее ярком) данная фраза совпадает со звуковысотной и гармонической кульминацией сочи­нения. Все голоса буквально скандируют слово «sur­gere» в пунктирном ритме. Композитор подходит к этой кульминации с глухого низкого регистра и внезапно включает весь хор с патетической декламацией. В пяти­голосном мотете этот момент звучит более смиренно. Но до него, на предыдущую фразу — «succure cadenti» («так помилуй…») — строит О. Лассо суетную, взволно­ванную ткань с краткими имитациями, паузами, ткань, похожую по выразительности на гокет. После нее мысль о тщетности намерений людского рода звучит совершенно иначе — успокоенно, примиренно.

Во всех мотетах особенно динамизированы заклю­чительные построения на слова «peccatorum miserere» («грешников помилуй») — посредством усиления имита­ционное, увеличения плотности многоголосия, его ди­намичности, разрастания объема звучания, повышения регистра. Имитационные заключения разрастаются до больших размеров благодаря многократному повторе­нию текста. Интенсивность, интонационная уплотнен­ность здесь максимальны: на протяжении десяти тактов, например, более пятнадцати раз может звучать имити­руемый всеми голосами выразительный мотив. Особым чутьем пропорций, каким отличались все мастера Высо­кого Возрождения, сверены масштабы заключительного эпизода антифона (занимающего во всех мотетах при­мерно 25% формы).

Из четырех мотетов на Alma Redemptoris Mater нет ни одного, где можно было бы с большой опреде­ленностью зафиксировать следы мелодического мате­риала антифона. О. Лассо как бы сжато конспектирует исходный напев. Ему не свойственны особо широкие мелодические распевы в голосах. Многоголосие в целом является силлабическим, поэтому скорость протекания текста довольно велика. Мелодические фразы антифона оказываются слишком протяженными для лаконичных фраз Лассо, занимающих от двух до пяти тактов. На­пример, в шестиголосном мотете (№ 517) фраза «Alma Redemptoris Mater» заключена всего в три такта, «quae pervia» — в четыре, «porta manes…»—в два, «et stel- 1а» — в три такта и т. д. В таком уплотненном изло­жении антифон, естественно, сжимается. От него оста­ются буквально отдельные интонационные обороты.