Более традиционно на тему «Fortuna desperata» вы­полнен Quodlibet Цибальдоне, в котором расстановка музыкальных компонентов та же: верхний голос изла­гает, как и у Изаака, мелодию «Fortuna desperata», бас повторяет трехтактовый мотив нижнего голоса «For­tuna», а в дальнейшем присоединяется к другим голосам, где звучат многочисленные отрывки итальянских песен («Vidi la forosetta», «Mangio biscotti», «Che magera la sposa la prima sera» и др.).

При известной пестроте, которая возникает в резуль­тате нанизывания различных песенных мелодий (декла­мационных и напевных, с силлабическим типом пения и с колорированием мотивов и т. д.) композитору удается достигнуть интересных эффектов, связанных с введе­нием в «гирлянды» песенных отрывков отдельных повто­ров, тематических перекличек. Эти имитации способ­ствуют упорядоченности многоголосия, более четкой организации музыкальной композиции, вносят естест­венность, правдоподобность, которые усиливают шутли­вый тон всей пьесы «подсказкой», сбивчивостью го­лосов.

Инструментальные сочинения с названием «Fortuna» группируются в основном вокруг двух песен—англий­ской и итальянской. В силу разных источников эти две группы обработок существенно различаются и типом претворения с. f., и способом организации многоголосной ткани. Английская песня получила разработку преиму­щественно в вариационных циклических композициях — излюбленной форме английской музыки XVI — начала

XVII века. Она привлекла внимание таких композиторов, как Бёрд (цикл из четырех вариаций), Шейдт (из пяти вариаций), Свелинк (из трех вариаций), Томкинс (из восьми вариаций).

Итальянская же песня, являющаяся предметом на­шего исследования, ориентировала композиторов на иные инструментальные формы. Эти обработки, в том числе лучшие из них — пьесы Изаака и Нахтгалля — от­ражают традиции инструментальной музыки более ран­него времени, а именно XV—XVI веков, демонстрируя разные этапы ее развития, в частности, во-первых, когда инструментальная пьеса фактически ничем не отличалась от вокальной, во-вторых, когда она создавалась в каче­стве учебного материала с учетом разной степени ис­полнительской подготовки, в-третьих, — когда она при­обрела самостоятельную художественную ценность, де­монстрируя виртуозный, концертный стиль.