Последнее, на что хотелось бы обратить внимание в этих двух мотетах — это их структурные закономер­ности. Казалось бы, вместе с повторением мелодического остинато тенора должны повторяться или варьироваться мелодические линии свободных голосов. Однако во всех музыкальных композициях, предшествующих мотету (клаузулах, органумах), где тенор включал остинатные повторения мелодических фраз, свободные голоса раз­вивались большею частью сквозным образом, маскируя повторность тенора. Остинатность с. f., видимо, осозна­валась как технический прием «налаживания тенора», а не как общий формообразующий принцип композиции. Лишь эпизодически возникают точные повторения от­дельных фраз свободных голосов на соответствующих тонах тенора. Тем самым созда­ются предпосылки для формирования «секциональной изоритмии» в мотетах ars nova.

В художественном отношении мотет ars antiqua оста­нется исключительным явлением в истории музыки, наи­более полно отразившим возможности музыкального искусства эпохи Людовика Святого.

Мотет Витри, в теноре которого звучит антифон Alma Redemptoris Mater, известен по тексту мотетуса как Virtutibus laudabilis. Судя по тому, что почти все манускрипты, отразившие музыкальный мате­риал эпохи ars nova, включают в себя мотет Virtutibus laudabilis, это одно из популярнейших в XIV веке сочи­нений. Написанный около 1330 года, мотет демонстри­рует уже сложившийся стиль письма зрелого периода творчества Витри (с откристаллизовавшейся техникой изоритмии).

Изоритмия в «классических» формах, отработанная в мотетах Витри и Машо, выступает как генеральный композиционный принцип ars nova, своего рода символ эпохи. Изоритмия XIV века доводит до высшего рацио­нального предела реализацию тех остинатно-вариационных принципов формообразования, которые почти сто лет до этого культивировались в жанрах клаузул и мо­тетов.

Путь от остинатно ритмизованного тенора XIII века к talea изоритмического мотета шел через укрупнение длительностей тенорового напева, освобождение от модусных формул, разрастание остинатно повторяющихся построений. Talea изоритмического мотета выглядит ритмически более нейтрально, чем решенный в фигурах модусов тенор мотетов ars antiqua. Абстрагированный от пульса модуса, тенор выравнивался, оттеняя подвиж­ность свободных голосов. В сравнении с мотетом ars antiqua перестраивается структура многоголосия: ниж­ние голоса служат гармоническим фундаментом, верх­ние более подвижной надстройкой над ним.