Согласно А. Веркмайстеру, звучание организуется числом. К. Бернхард связывает это „знание" не с числом, а с эмпирическим материалом – консонансами и диссонансами, поэтому „гармония" понимается им как „благозвучие многих и разнообразных голосов". Шютц также не употребмяе категорий квадривия. Для Веркмайстера композитор – >то „совершенный музыкант", обязанный владеть теоретическим знанием. В учении Бернхарда понятие „теоретическая музыка" отсутствует (возможно, здесь сказались воздействия итальянской теории). Для Веркмайстера „материя" -г звуки, „форма" – число. Для Бернхарда „материя" – консонансы и диссонансы, „форма" – правила контрапункта. По Веркмай-стеру Бог – двигатель музыки, а человек – простой инструмент. По Бернхарду, композитор – инвентор.

„Линию тривия" и „квадривия" объединил родственник И. С. Баха, И. Г. Вальтер. В трактате „Praecepta der musikali- iichen Composition" (1708) он, вслед за Веркмайстером, повторяет: „Бог – двигатель всякого порядка и гармонии", а музыка – „живой образ порядка".