В любом случае) Фрескобальди объединяет идеи „круга", симметрии и новую гармоническую логику в условиях „старинного", „ученого" контрапунктического жанра. „Ричеркар с обязательном басом", использующий технику остинато и новаторские транспозиции, – не менее интересное и- последовательное сочинение, чем „Хроматические фантазии и ричеркары" Фрескобальди.

В немецких композициях, основанных на технике basso ostinato, идея упорядочивания приобретает дополнительный символический смысл (вспомним „Crucifixus", органную пассакалью c-moll И. С. Баха), предопределенный общеэстетическими установками, национальной традицией.

То, какой содержательной силой обладали для музыкаль ного барокко описанные принципы, демонстрирует отбор, произведенный И. С. Бахом, и возникшая в итоге стабилизация средств. Преобразовывая старые концерты, мотеты, „кантаты", Бах воспринимает от своих предшественников -

"Ср. с практикой ,£ольмиэ&ционных равенств" в русском партесном концерте (157, 585], а также с зафиксированным Дилецким „правилом крута" (.колеса"): <В написанном здесь круге („колесе") видишь, что всякое последов»- кие может пройти через двенадцать систем и возвращается к первому, откуд» началось».

И. Р. Але, И. К. Керля, Д. Букстехуде, И. Пахельбеля и др. – прежде всего принципы симметрии и остинато.