Венчают произведение вариации на basso ostinato: неуклонное повторение басовой формулы, круговое движение пассакальи символизирует законченность, бесконечность. В „Хроматической фантазии" Баха царят интенсивная хроматика, гармонические вольности, возбужденное движение, аффектное фигурное письмо. Но все эти средства подчинены репрезентативному канону: согласно теоретическим рекомендациям, пассажи, арпеджио, речитативы изображают „фантазийный стиль". Именно эти три элемента, неуклонно возобновляемые и искусно варьируемые, и лежат в основе „Фантазии" Баха, составляя ее „тему", „идею"-объективный, внеположный композитору материал. „Хроматическая фантазия" Бахгц-не исключение. Если мы обратимся к другим его сочинениям „в фантазийном стиле "-к токкатам, фантазиям, прелюдиям, преамбулам, симфониям, то каждый раз будем сталкиваться со все теми же атрибутами этого стиля (см. пример 71а, б, в).

Но прежде чем теория постепенно осознала и выработала репрезентативный канон „стиля фантазий", многие композиторы создали комплекс выразительных средств и приемов, на основе которого и возникли „правила репрезентации". „Формулы фантазий "-пассажи, арпеджио, речитативы-передавались от одного мастера к другому. Активную разработку „техники фантазий" осуществил Фрескобальди, опиравшийся на опыт своих предшественников.