Соединение „старого" и „нового" может быть доведено по контраста, совмещения противоположностей, антитезы.

Антитетично стилевое содержание многих произведений, понимание самих стилей. Так, „церковный стиль", далекий от „мирской суеты", наполняется „пафосом", выражает „аффекI ты", взрывающие эзотеричную ученую музыку. Согласно I И. Г. Вальтеру, разновидность „строгой фуги" – „фуга патеII тическая". Подобное соединение светского и духовного содержания характерно для „Духовной хоровой музыки" Шютпа. В этом I сборнике, ориентированном на „старинный", „строгий" стиль, поражает богатство аффектных средств. Шютц выделеляет самые выразительные слова, активно использует музыкально-риторические фиГуры, обладающие наибольшей H остротой, приковывающие к себе внимание. Тщательно

I обыграны в композииии мотета №2 слова „скрежет зубов": их передает беспокойное движение восьмыми, терпкое звуча’ ние увеличенного секстаккорда на сильной доле такта, I фигура „pathopoiia" (см. пример 82). Возбуждение царит в „музыкальной иллюстрации" слов „исправьте путь Господу" (см. пример 83). Ускоренная ритмическая пульсация, отбор выразительных слов и музыкально-риторических фигур противоречат „старинному" стилю: фигуры „pathopoiia", „fuga", „hypotiposis" и др. относятся к системе „обычного пышноо стиля", в то время как композитор ориентировался на „строгий стиль" (см. предисловие к „Духовной хоровой музыке").