На Бернхарда также оказали воздействие Дирута и Банкьери.

В начале XVIII в. резко разграничиваются две ветви: первая устремлена к антично-средневековым истокам, вторая имеет эмпирический характер. Ведущий представитель первой – Андреас Веркмайстер, один из крупнейших теоретиков „линии квадривия". Основополагающие идеи он впервые изложил в основательных комментариях, которыми снабдил перевод книги А. Стеффани [426]. Вторая ветвь представлена Иоганном Давидом Хайнихеном. Главное для Хайнихена – слух, цель музыки -удовлетворить „хороший вкус". В учении о стилях он придерживается схемы Скакки, подчеркивает аффектный смысл, сообщая, что „патетическая, меланхолическая и флегматическая музыка" встречается во всех стилях [294, 47]. Сходные настроения заметны у Фридриха Эрхарда Нидта. Маттезон уделял этому автору большое внимание: издал III часть его „Musikalische Handleitung" (1717) с собственными примечаниями. У Нидта отчетливо проявляется протест против изощренного искусства старинного контрапункта, который он называет „чудищем". Нидт нападает на форму канона, именуя его „монстром" [307, 63]. Тем самым искусный стиль q-гтесняется в музыкальные! кунсткамеры, зачисляется в „куриозы".