Изобретение „речитативного стиля" вылилось в диспут этих двух композиторов – оба отстаивали приоритет, спешили обнародовать свои достижения. В борьбе инвекторов победил Каччини Теоретики „речитативного стиля" обычно отстаивали неизменность словесного текста, протестуя против словоповторов, типичных для „старинной полифонии". Как писал в 1632 г. Кристоф Демантиус, „речитативный стиль означает сочинение в такой манере, когда слова не слишком часто повторяются" [цит. по: 307, 35]. Позже подчеркивается вокальная природа речитативного стиля: по словам Д. Б. Дони, у него „много общего с пением" [цит. по: 307, 35]. Подобная классификация монодического стиля („stile monodico") принадлежит Д. Б. Дони („Annotazioni sopra Compendio…" – 1640). Он различал „повествовательный стиль" („narrativo", или „raccontativo"), „специальный речитативный стиль" („stile speciale recitativo") и „выразительный" или „изобразительный стиль" („espressivo", „rappressentativo”).