Оперы Ф. Кавалли „Помпей" (1666), А. Сарторио „Аделаида" (1672), „Селевк" (1666), „Флора" (1681), „Орфей" (1673) и др. были выстроены по одному канону.

Столь же репрезентативными были и венецианские комические оперы: „Ганнибал в Капуе" (1661), „Воинственный Амур" (1663), „Семирамида" (1671) П. А. Циани и др. Непременная их часть – переодевания, путаницы. Многие из предельно типизированных действующих лиц (субретка, героиня, тиран, герой, комический влюбленный) перешли в оперу из комедии масок. Очень скоро выработались типичные сцены и арии: сцена сна, сумасшествия, трубные арии, арии-шутки (исполнялись на коленях), неистовые арии, аиии мести, арии сравнений (обязательные слова – „звезды", „тень „растение", „роза", „море", „лодка", „бабочка"). Особенно схематизированными эти средства стали в XVIII в.

Очень жесткие схемы были выработаны в опере-сериа. Србди них-разделение героев на „первых и вторых": первое трио включало в себя primo uomo (кастрат), prima donna и тенор (для партий отцов, королей); второе трио-secondo uomo, seconda donna и какой-либо третий голос в зависимости от сюжета. Типизация, легкая узнаваемость персонажей заметна и в оперебуффа, многие из персонажей которой схожи с характерами комедии масок.