Дони устанавливает зависимость между ладом, его свойствами и пристрастием тех или иных народов: дорийский он связывает с сицилийцами, современными ему греками, турками и „прочими варварами"; фригийский – с „манерой германцев", лидийский – с „манерой французов", „иастийский" („L’lastico" у Дони – т. е. ионийский. – М. Л.) – с „манерой тех либо иных провинций Италии, – Тосканы, Рима и Неаполя", эолийский-со „стилем и образцом ломбардцев".

Три музыкальных стиля – „взволнованный" („concitato"), „мягкий" („molle") и „умеренный" („temperato") различает Клаудио Монтеверди. „Взволнованный", по мнению композитора, введен им впервые в музыку: „Во всех сочинениях древних композиторов я находил примеры умеренного и мягкого стилей и нигде не встречал примеров взволнованного стиля. Кроме этого, Монтеверди „нашел и применил" в сборнике „Военные и любовные мадригалы" (1638) „воинственный", „любовный" и „сценический" стили.