Последовательно применил basso ostinato Монтеверди в „Коронации Поппеи", подчиняя избранную форму принципу „платоновской школы" – „подражанию речи": остинатность служит выделению эффектных слов, также является дополнительным фактором в расчленении  организации словесного текст. К остинатным формам прибегают и другие композиторы, которые обращаются к „жанрам свободы" – опере или оратории. Так, в ораториальных „священных симфониях" Шютца есть местные bassi ostinati. Форма basso ostinato – „визитная карточка" Перселла, опиравшегося на разные национальные традиции;*® от английского граунда до итальянского lamento. Не менее значима эта техника для инструментальных жанров эпохи барокко.

Уникальный эксперимент с basso ostinato – „Ричеркар, удерживающий, как это оказывается, обязательный бас" („Ricercaro con obligo del Basso come арраге") из „Fiori musi- cali" Фрескобальди. „Сюжет" ричеркара проходит два круга буквальных транспозиций в басу: вначале по квинтам вверх – от С до Е, затем вниз от D до Es. Приведем схему „обяза- тельного баса":

В этом опыте могли сказываться как „старые" идеи, идущие от сольмизационной системы11, так и новые установки (например, Я. П. Свелинк в трактате „Правила компо зиции" допускал далекие транспозиции).