Учение о музыкальном порядке – „поэтическая музыка" – обладало очень детализированной системой представлений о композиции, о назначении музыки, о ее связи с другими свободными искусствами, – о месте в мире. Учение о „музыкальной свободе" не было создано, – точнее, зона „музыкальной свободы" была описана лишь частично. В теории аффектов главные объекты репрезентации – пафос аффект – оказывались предельно „пассивными", „страдальческими", „хаотическими", но сама репрезентация аффекта осуществлялась по строгим правилам. „Патетическая музы-

ка" не выработала такого дифференцированного категориального аппарата, как „поэтическая", но также тяготела к системе, причем эта система оказывалась сходной с другой, действительной для „поэтической музыки". Изображение „музыкальной свободы" происходило по строгим правилам, согласовывалось со сложившимся каноном. Частично законы „музыкальной свободы" описаны в своеоб-

разных поэтиках (теория аффектов, теория музыкальных стилей и жанров – см. следующую главу). Изображение „свободы" не оборачивалось произволйм – „свобода" всегда подчинена рациональному контролю.