„Свобода" и „порядок" поверяют друг друга в барочном искусстве. В „порядке" просвечивает „свобода", в „свободе" – „порядок". Мера „свободы" – музыкальный „порядок", мера „порядка" – музыкальная „свобода". Барокко сводит крайности воедино, творит систему из противоборствующих начал. Равновесие барокко – равновесие антитезы. Здесь мы снова убеждаемся в напряженности барочного мышления, способного „соединить понятия, кажущиеся несоединимыми" (С. Паллавичини).

Адекватное описание „музыкального стиля" барокко сопряжено с колоссальными сложностями. Традиционная теория, подходившая к нему со внеисторическими мерками, каждый! раз оказывалась в тупике. Требования единства, целостности, устойчивости, четких разграничений вступают в противоре-1 чие с музыкальной теорией и практикой эпохи бароккоЛ Характерно, что. только в 20-е годы XX в. появилась первая работа, основанная на историческом подходе и заложившая основы теории музыкального стиля в эпоху барокко [307].