Работа, проделанная Бахом в области хоральной кантаты, во многом аналогична той, которую он произвел в своих инструментальных циклах на хорал. Бах усилил все „мотивы порядка" в композиции, а в органную хоральную обработку привнес черты сюиты. „Сангвинические" прототипы, ветре» чавшиеся у Шейдта и Пахельбеля, он истолковал в духи ЖИГИ, „флегматические", принадлежавшие Букстехуде, – уподобил сарабандам и т. д. Соединив „темперамент" и фугу, преодолев случайное, Бах сохранил множество основ, не отдав предпочтения ни одной.

Принцип „in mixto genere" определяет развитие оратории. В начале XVII в. существовали две основные разновидности жанра: „простонародная", тяготеющая к ранней опере и „кантате", и „латинская", ориентирующаяся на „старинный мотет". Дополнительные предпосылки к „смешению" возникают благодаря смысловой и функциональной многозначности „коллективного персонажа" – хора, комментирующего действие, повествующего о нем, компенсирующего зрительный ряд. Традиции венецианской многохорности следукп Кариссими (соединение трех хоров в оратории „Страшный суд"), Шарпантье, Шютц. В области хоровой оратории работают Легренци, Страделла. В последнем десятилетии XVII в. ораторию захлестывает оперная, сольная, виртуозная стихия. Полифонические хоровые формы – из-за указанных выше причин – удерживаются в творчестве мастеров венской школы. Наконец, возрождение оратории как „смешанного жанра" происходит у Генделя.