Среди „священных историй" (латинских ораторий) М. А. Шарпантье, композитора, продолжавшего традицию Кариссими, по крайней мере одна-„In Nativitatem Domini Nostri Jesu Christi" (хранится в Парижской национальной библиотеке) обнаруживает симметричную организацию. Система соответствий объединяет несколько жанровых групп.

Приведем схему:

Чрелюдия Речитатив Ария .Хор Марш Речитатив Ария ХорПостлюдия

Периодичность (чередование хоровых и сольных номеров) в сочетании с симметрией – основа формы в спектаклях Люлли [88, 296]. Этот же принцип он переносит на свои „мотеты". Традиции Люлли продолжил Перселл, применявший эти же формы организации как в своих театральных произведениях, так и в некоторых мотетах.

Для немецких композиторов эпохи барокко „симметрия" олицетворяла „порядок" (см. III главу).

Регламентации „музыкальной свободы" также способствовала техника basso ostinato. Сознательно применял этот прием Монтеверди. Так, в уже упоминавшемся мадригале в „stile concitato" „Жалоба Нимфы" – центральная часть композиции написана в форме вариаций на выдержанный бас (использована типичная формула lamento – фигура „passus duriusculus").

Lamento на basso ostinato – самостоятельная традиция в оперных формах эпохи барокко: ставшая частью репрезентативного канона нового „театрального стиля" в условиях венецианской школы, эта идея приобрела интернациональный характер.