Но и этот технологический смысл, выделяемый в понятии „фундамент", связан с явлениями космологического порядкам! Установление правильного фундамента – дело совершенной музыки, истинной гармонии. И. С. Бах внушал ученикам, что „генерал-бас есть совершенный фундамент музыки, который I обеими руками образуется таким образом, что левая рука играет ноты, записанные в голосе, а правая к ним присоединяет консонансы и диссонансы, дабы это составляло благЫЦ звучную гармонию ко славе Божией и допустимому наслайШ дению души, и должно ему, как и всякой музыке, а не; только генерал-басу, служить только к славе Господа и отдохновению (или освежению) души. Где же это не принИм мается во внимание, там не возникает никакой настоящем! музыки, а есть одно лишь дьявольское нытье и занудство"

[цит. по: 328, 195]. Контроль в композиции обеспечивают также полифонические формы. Разные нападки на „варварский контра») пункт" вызывают постоянный отпор со стороны крупнейшим немецких мастеров барокко. Шютц заботится о создании! рациональной, выверенной композиции: эта идея пронизыЦ вает своеобразный манифест – предисловие к „Духовной хоровой музыке" (1648).