Таким образом, на протяжении эпохи барокко разрабатывались несходные классификации музыкального стиля, было предложено несколько критериев в его определении. Сходные тенденции в различении стилей можно отметить и в литературных теориях эпохи: многие говорят о „современном стиле", о национальных стилях, связывают стиль с индивидуальной манерой или дарованием творца [76, 232, 296 631 -632].

„Музыкальный стиль" в эпоху барокко, как и „музыка",- явление не вполне музыкальное. Он связан с математикой, риторикой, теорией аффектов, учением об „остроумии", аллегорикой, метафорикой и эмблематикой, определяется многими внемузыкальными факторами. „Музыкальный стиль" в эпоху барокко выражает барочное тяготение к движению, многоязычию, игре, подчинен важнейшим ценностным установкам, в нем реализуется ситуация перелома- перехода, взаимодействия „старого" и „нового", универсальный принцип антитезы. В то же время он сближен с „музыкой", „жанром", техникой композиции. Музыкальный стиль приходится поэтому анализировать как элемент некоего множества, на стыке с другими явлениями. Но прежде чем описать принцип построения стилевой и жанровой системы, особенности их функционирования, рассмотрим, как соотносятся в эпоху барокко собственно „стиль" и „жанр" в музыке.

Понятие жанра

Состояние теории и творческие установки.

Музыкальный жанр – важнейшая часть поэтики барокко. Состояние музыкальных жанров определяется общими тенденциями развития музыки и всей культуры: в пределах жанра происходило острое столкновение и взаимодействие различных языков, стилей, композиционных принципов, старого и нового. Это позволило соединять совершенно несхожие музыкальные языки, создавать композиции, не имеющие между собой, нат первый взгляд, ничего общего. Жанр заставлял „изобретать", „искать", „находить новое", но с не меньшей силой – удерживать „старое". Барочная множественность „музыки", „стилей", „манер" предопределила его трактовку.

Барочные жанры – явления не до конца осмысленные современной теорией. Если приложить к ним критерии, выработанные по отношению к классико-романтической традиции, то многое в них окажется необъяснимым. Сложившийся в современной теории подход к жанровому анализу требует понимать жанр как „типизированное содержание", род или вид музыки, связанный с определенными условиями исполнения, восприятия и различными назначениями, социальными функциями.