В свою очередь, немцы всегда с интересом присматривались к событиям, происходившим в центре музыкальной моды – Италии, – и перенимали многие находки с энтузиазмом, в  немецкой духовной музыке появились новые оригинальные формы монодии на священные речения – „neue protestantische Spruchmonodie".

 Практика „многоголосной монодии" развивалась в английском антеме, ее перенял и сохранил Перселл. Проникновение оперных тенденций в немецкую духовную музыку ознаменовали „Священные симфонии" Шютца (1629, 1647, 1650). Опираясь на сольное и ансамблевое пение в различных комбинациях с инструментальным звучанием, в разработке инструментальных партий Шютц открыл тембровую персонификацию. Вокальные партии „Священных симфоний" решены в „новом стиле", как и инструментальное письмо. Шютц отказался от мотетной формы, о ней напоминают лишь сквозное развитие и участки мотетного письма в композиции, ввел все доступные в его время средства конт- J раста – динамический, темповый, метрический, фактурный, тематический, тембровый. Особенно оригинально решение „симфоний" „Saul, Saul, was verfolgst du mich?" – в заключительном разделе формы контрапунктируют развитие и реприза. Эту же идею использует в дальнейшем Бах в фуге I „Die Kinder Zion’1 (мотет „Singet dem Herrn").