Некоторые кантаты XVII п. воспроизводили схему двухчастной вариационной танцевальной сюиты – такова композиция „О pur deggio partire" из „Мадригалов и арий" Калестани, выполненная по схеме „куранта – гальярда". Жанровые истоки ранней оперы и кантаты, по существу, совпадают, поэтому понятна близость первых „cantate" экспериментам „в стиле монодии". С самого начала обнаруживается множество прочтений „кантаты". Среди них – сравнительно однородная форма „строфической кантаты на удержанный бас" (вспомним, какое пристрастие к технике basso ostinato, обеспечивающей единство, порядок в форме, питали созда-

тели первых опер!). Второй тип – так называемые „арии ш многих частей", в которых чередуются разделы, написанные

в различных „монодических стилях". Благодаря стилевой дифференциации вскоре наметилось (кантаты В. Феррари – 1633- 1641), а затем и утвердилось противопоставление арии и речитатива. Дальнейшее развитие кантаты определялось принципом „in mixto genere". Так, у композиторов римской школы, в первую очередь у Кариссими, заметны влияния венецианского концертирования. Кариссими принадлежит первый образец кантаты „А1 travontar". написанной по схеме „две арии и два речитатива", которая получит наибольшее распространение.