Стилевая 13 Jocus – шутка, lucus – забава, lusio — игра. Монтеверди: „Контрасты, – пишет он, – обладают свойством грогать нашу душу и [...] такова именно цель хорошей музыки". Стилевые контрасты, переходы типичны для всего творчества Монтеверди. Огромной силы они достигают в „Коронации Поппеи". Аналогичными средствами пользовались другие композиторы -Шютц, Шейдт, Перселл, И. С. Бах, Гендель. Вспомним „Страсти", ораторий, Мессу h-moll И. С. Баха – антологии музыкальных стилей и вокально-хоровых жанров барокко. Стилевая игра допускает возможность модуляции из одного стиля в другой. Выразительный пример – работа с I хоралом в мотете Баха „Jesu, meine Freude". Первая строфа i написана в „простом стиле" („in simplice stile", в более разработанной классификации-это „связанный церковный стиль") см. пример 95. Постепенные фактурные накопления (во второй строфе появляется „мадригальное" 5-голосие), а также антитетичное сопоставление с первым эпизодом в „мадригальном стиле" приводят к модуляции: третья строфа хорала написана в „мадригальном стиле". Цместо безмятежного строя музыки, отрешенной от страстей, вместо времени, измеряемого хоральным напевом, – взволнованная, патетическая речь, напоминающая самые драматические страницы баховских пассионов и кантат. Хорал перестает главенствовать над строем музыки, едва угадываются сами очертания его напева (см. пример 96). Такая трансформация хорала уникальна для Баха.