В предложенном им истолковании „стиль" связан с конкретными формами, родамЛ выразительными средствами, техникой композиции. Эта стилевая концепция сильно отличается от представлений о стиле, выработанных классической эстетикой. В теоретическом учении Понтио намечены идеи незамкнутости, диффуз- ности, движения, модуляций, игры, смешения, которые станут принципами стилевой системы барокко. Подобная тенденция истолкования музыкального стиля была отражена в понятии „выраженный стиль" – „stylus expressus".

По определению Кирхера, „выраженный стиль – тот, которому как нельзя более присущи разум и метод, прояв ляющиеся в многообразных мелодических тезисах".

Еще один оттенок, который изыскивается в слове „стиль", связан с индивидуальным своеобразием. Однако здесь надо избегать исторической подмены: барокко акцентирует не персональный смысл – его осознает лишь романтическая „эпоха гения", а вполне конкретные навыки ремесла-искусства, которые характерны для тех или иных художников.