В своих разработках проблем музыкального стиля Иоганн Маттезон руководствовался различными задачами – сформировать вкус, дать достаточные представления о науке. В его трудах отчетлива тенденция к упрощению теории стилей. Продолжая традицию Кирхера в „Защищенном оркестре" (1717), Маттезон значительно конкретизирует некоторые понятия. Например, впервые вполне ясно изложено содержание „стиля симфоний" и „фантазийного стиля", становят-j СЯ ЯСНЫМИ’ их отличия. „Стиль симфоний" относится к камерным или оркестровым произведениям, „стиль фантазийк одноголосной или многоголосной музыке для инстру- ментов соло. Маттезон последовательно отстаивает идею Скакки: главным он считает разделение на „церковный", „камерный" и „театральный", остальные стили – производные. Маттезон синтезирует линию Кирхера и Скакки в теории музыкального стиля.

Унаследовав многое от Кирхера, Маттезон вступает с ним в полемику по поводу назначения конкретных стилей, выражая идеалы „галантности" [333, 120]. Очень заметна в его трактатах дидактическая и морализаторская направленность^ Цели трех стилей сформулированы им в „Совершенном капельмейстере" (1739): „К прославлению и хвале Всевышнего в его храме, к благонравию театра и к увеселению души в покоях и залах".