Мотет, написанный в „старинном стиле", должен быть торжественным, спокойным. Уже П. Понтио противопостаи ляет его „подвижному" мадригалу. Старинный мотетный] стиль – серьезный. Т. Морли трактует его так: „Под мотетами я понимаю всю серьезную и печальную музыку" [34И, 294]. .Он же противопоставляет мотетный и мадригальный стили, относя к мадригалам „легкую музыку". Мотетный стиль, как мы помним, для многих теоретиков означает передачу разнообразных аффектов. В словаре И. Г. Вальтера он определяется как „разнообразный стиль", который вос<

принял все достижения и все красоты искусства, а потому II может умело изображать различные аффекты, прежде всего I удивление, ошеломление, скорбь и т.д..

„Старинный мотетный стиль" – это искусный стиль, не I предназначенный для слуха профанов. Он связан с наукой I контрапункта, предполагает знание. Интересно, что музы- I кальная теория на многие века сумела сохранить уверенность в том, что мотет-музыка для знатоков. Еще Иоганн I де Грохео говорил: „Мотеты не следует давать в пищу простому народу; он не заметит их изящества и не получит от них удовольствия; мотет надо ибполнять для ученых и J для тех, кто ищет в искусстве изящества и тонкостей" [140, ' 245]. Это убеждение сохраняется раннебарочными теоретиками: для Морли мотет – музыка, „внушающая наибольшее восхищение": изощренная, ценимая „сведущими людьми".