В кантате № 60 И. С. Баха изначально заданная антитеза определяет систему выразительных средств. Ключевые музыкально-риторические фигуры кантаты – „anabasis" и „kataba- 1 sis", складывающиеся в „antitheton". Повторы этих фигур, как правило, сохраняющих свое звуковысотное положение, создают устойчивый образно-интонационный комплекс. Четкие соответствия обнаруживаются и в употреблении других фигур, особенно „Manieren". Организация второй части определяется антитезой распевов. Первый раздел завершайся распевом на словах Страха: „пытает эти члены". Дополнительные фигуры, включенные в „Manieren" – „pathopoiia", „passus duriusculus", „saltus duriusculus" – репрезентируют аффект (Скорби. Трагическую образность передают синкопированная ритмика, медленный темп, диссонантная гармония. Второй распев поручен Надежде: она внушает веру в то, что муки можно перенести. Выразительные средства рисуют аффект радости: учащенная ритмическая пульсация, большая консо- иантность, фигура „fuga" в партии continuo, светлая звучность, высокая регистровка, мажорное окончание – все это I Создает разительный контраст (см. пример 87а, б).

В конце III части антитеза доведена до „совмещения противоположностей": контрапунктируют фигуры „скорби"! („saltus duriusculus") и „радости" („Manieren"), возникав^ полихронность.