Шютца объединяют старое мотетное письмо и новый „взволнованный стиль": нейтральный тематизм, „объективное" мотетное звучание соседствуют в них с патетической сольной декламацией, эффектными фигурами, нервными контрастами ритмических рисунков и метров (см. пример 99а, б). В этом сборнике также сближаются принципы венецианского концертирования и „манеры Виаданы": многие концерты основаны на чередовании инструментальных симфоний и камерных вокальных разделов. Контраст хоровой и инструментальной звучности был излюблен Дж. Габриели, а решение вокальных эпизодов, возможно, подсказано Виаданой, Аналогичное смешение техники композиции можно найти у Шейна. Наиболее конфликтно гибридное соединение в мотетах, испытавших воздействие оперно-оратори&льных форм. Новый „сценический", „речитативный стиль" проникает в духовную музыку с момента зарождения оперы. С самого начала оказывается, что „старую" и „новую методу" нельзя изоли- i ровать. Возникает „полифоническая монодия", в которой

сочетаются черты двух „практик". Сближение монодической и полифонической линий произошло в творчестве самых J прозорливых мастеров – и немецких, и итальянских. Склонность к новшествам, присущая итальянцам, не помешала лучшим из них сохранять старинные традиции.