Вплоть до последней трети XVIII « начала XIX в. термин „опера" был неупотребителен. Первые образцы .оперы назывались „dramma per/in/mu?ica", Полное название „Орфея" Монтеверди – „Сказка об Орфее, представленная в музыке" („La favola d’Orfeo rappresentata in musica"). Термин „опера-сериа" используется преимуществен»  но в рукописях последней четверти XVIII в. – раньше этот вид оперы называют „драма в музыке", „драма через музыку „трагедия (драма), представленная в музыке", „музыкальная драма", „серьезная мелодрама" и т. д. И более поздние образцы оперы сохраняют этот обычай: „опера-буффа" называется „комедией через музыку", „комедией в музыке", „комической драмой", „бурлеской", „гротеском", „опереттой", в конце XVIII в. наиболее употребительное название – „dramma giocosa". Барочная инерция заметна и в названии „оперы-семисериа". Сам этот термин фигурирует в либретто, созданных во втором десятилетии XIX в. До этого используются обозначения „героико-комическая драма", „трагикомическая драма", „драма чувства".

Неустойчивым было и написание и применение слова „кантата". Впервые термин появился в собрании А. ГрандиН „Cantade e arie" (1620)6. Дифференцировать „кантады и арии" Гранди не представляется возможным.