Историческое описание благородного искусства пения и звучания" В. К. Принтца. В рукописях Баха часты аббревиатуры: ,,SDG" („Soli Dei Gloria!" – „Единому Богу слава!", „JJ" („Jesu juva" -„Иисус, помоги!"). В „Органной книжечке" шачатся слова „Во славу Божию, ближнему на поученье", в „Клавирной книжечке" – „Во имя Иисуса".

Постепенно немцы начинают выделять музыку среди „семи свободных искусств". Уже Шютц вручает своей любимице пальму первенства. Он утверждает, что музыка подобна солнцу среди семи планет: среди семи искусств она „светло блистает и далеко сияет", она – их „центр, светоч, солнце" [412, 144]. В этой коренной перестройке взгляда на место и удел .музыки угадывается влияние полемического девиза, выдвинутого Марко Скакки: „К вящей славе искусства музыки" (вместо традиционного: „К вящей славе Господней"). Шютц упоминал имя Скакки, система Скакки оказала прямое воздействие на его школу. Новая формулировка отражала борение, споры вокруг „первой" и „второй практики", шедшие на протяжении эпохи.

Отличие „линии квадривия" от „линии тривия" сказывается в определении сущности „музыкальной науки".