Она наделяется магическими свойствами кристалла, сквозь который прозревается будущее. Увенчанный крестом прозрачный шар в руках Вседержителя или Христа означает космос, сотворенный или творимый. В эмблемах польского панегириста Р. Артеньского сфера в значении мироздания покоится в руках божественной любви: „Solo poteste Lumine". В то же время прозрачная сфера становится атрибутом фортуны (Дюрер) и символом „Vanitas", превращаясь в мыльный пузырь».

Многозначность смысла, запечатленного в образе зеркала, отражения, чрезвычайно осложнена в восприятии барокко. Особенно интересно эта образная шкала разворачивается в мотетах, кантатах, пассионах, ораториях, опирающихся на антитезы „жизни – смерти", „вечного – преходящего", „горнего – тленного". В двойную раму заключены „Семь слов" Шютца: зеркально симметричны хоровые „Introitus" и „Conclusio", начальная „sinfonia" повторена в конце. Прочный каркас формы „Страстей по Матфею" Баха -начальный и последний „мадригальные" коры, зримо передающие восхождение на Голгофу и смерть, погребение (можно даже сказать, что это колоссальное произведение организуется фигурами „antitheton" и „katabasis", складывающимися в „antitheton").