В теории Бернхарда заметны следы риторического разделения стилей на „высокий", „средний" и „низкий". Хотя лишь в XVIII в. эта схема стала устойчивой в музыке – при том, что ее правомерность оспаривалась, – и в XVII, и в XVIII в. большинство концепций основывается именно на разде лении трех стилей, один из которых истолковывается как „обычный", другой – как промежуточный, третий – как „воз- вышенный", связанный с особыми выразительными эффектами. „Тройное деление" (три основных аффекта и соответствующие им стили) существует в системах Дони, Скакки, Бернхарда, Монтеверди, у их многочисленных последовав телей.

В поздний период своего творчества Бернхард обращается к иным категориям стиля. Находясь под влиянием Кирхера, он различает „церковный", „сценический" и „речитативный" стили. „Церковный" („stylus ecclesiasticus") применяется в священных песнопениях, к которым относятся концерпц и мотеты, исполняемые в храмах. Этот стиль служит „к славе Всевышнего", а также к „увеселению людей"3. „Сценический или хореический стиль" („stylus scenicus sive choraicus") используется в „песнопениях для профанов" – в аллемандах, курантах, сарабандах, менуэтахл жигах, увертюрах, звучащих в сценических представлениях и празднествах. „Речитативный стиль" („stylus recitativus"), „драматичный и аффектный", подходит и к священным,и  профанным текстам.