Тем самым подключается намек на несколько близких Шютцу лиц, олицетворякиДих целое направление. Пальма – символ „Плодоносящего общества", или „Ордена Пальмы", среди видных представителей которого были Филипп фон Цезен, Иоганн Рист, братья саксонского курфюрста Августа – Кримстиан и Мориц. Возможен и намек на исполненное эмблематических идей и представлений понятие „ConCorD", с которым связывался „Лебединый орден Эльбы" Риста [см.: 427]. Таким образом, эта находка не только пополняет наши знания о творчестве Шютца, но и проливает свет на приверженность мастера важнейшему веянию эпохи.

Другой путь внедрения эмблематики в музыку – через словесный текст. Композиторы, создавая музыкально-словесные композиции, подбирая и „сочиняя" текст, невольно или сознательно обращались к эмблематическим мотивам.

Проникновение эмблем в музыку осуществлялось отнюдь не механически. Существовал сборник „Sacra emblemata" (1624), его автор – проповедник Иоганн Манних – сгруппировал входящие в него эмблемы в соответствии с церковным календарем. Другой сборник эмблем, приуроченных к церковному году, – „Evangelia et epistolae quae per totum annum Dominicis et festis Diedus legentur et explicantur" – принадлежал Якобу Крофиусу и вышел в Аугсбурге в 1707 г. Изобразительные мотивы, представленные в нем, тесно связаны с библейским текстом, некоторые являются иллюстрацией евангельских сцен.