Эти приемы „сукцессивного коллажа" обнажают суть барочного переживания времени – его дискретность, эффектность и разнородность доводятся до антитетичного контраста, когда соединяются описанные стили. Стилевая антитетика раскрывает и специфику барочного осознания художественного пространства: „синхронизация различных временных пластов" связана с одновременным звучанием антитетичных стилей. В произведениях И. С. Баха сочетаются хорал и речитатив, ариозо и речитатив („Рождественская оратория"), хорал и французская увертюра (кантата № 61), хорал и ария („Страсти по Иоанну"), хорал, ариозо и хоровая фуга (кантата № 106), имеющие эмблематический и символический смысл и „уплотняющие" музыкальное пространство. Стилевая полифония (соответственно – соединение „монодических" стилей, „связанного церковного" и „гипорхемного", „связанного церковного" и „стиля симфоний", „связанного церковного" и „сценического", „связанного церковного", „сценического" и „канонического" стилей) в оратории, пассионах и кантатах Баха свидетельствует о напряженном переживании пространства. Приемы, напоминающие технику „симультанного коллажа", оказываются возможными в условиях барочной поэтики „остроумия", ищущей связи между удаленными концептами, соединений несоединимого. Динамизм музыкального пространства здесь доведен до предела. Стилевой контрапункт имеет разный смысл в зависимости от контекста.