Одно из самых частых проявлений принципа „остромия" в его музыке можно назвать музыкально-риторичв скими диссонансами. Обратимся к началу мотета „Fllrchti dich nicht". В музыке точно изображена риторическая фигуpa „exclamatio" („восклицание"), которая есть в тексте. Но дальше начинаются отступления от слова, работа с ним. Во первых, Бах вводит повтор: „Не бойся, не бойся, ибо Я с тобой" При повторе фигура „exclamatio" оказывается зеркалык отраженной – из скачков вверх и вниз (saltus duriusculus’ складывается фигура „противопоставления" – „antitheton" которой нет в псалме! Словесный текст изображает ра дость, однако „catachrese" и прочие приемы „странной’ диссонантной гармонии передают скорбь (см. пример 44)

Возникает противоречие в репрезентации аффекта Возвращаясь к тем же словам в других разделах формы Бах обостряет напряжение, усиливает диссонантность антитезы углубляются. Наиболее напряженно слова „ж бойся" звучат в самом конце мотета.

Это столкновение контрастных образов, преувеличения и противоборство музыки и слова согласуется с правилам! „остроумия". Соединяя несоединимое, обнаруживая скри тую связь между удаленными образами, Бах творит „ело» ный смысл".