Однако ритмическая система „нетактированных прелюдий" обнаруживает и такие признаки, которые либо полностью расходятся с описанными закономерностями, либо дополняют их. Во-первых, в „нетактированных прелюдиях" размер при ключе может не выставляться. Так поступают Луи Куперен (см. пример 766), Ж. А. д’Англьбер (см. пример 78).

Во-вторых, если размер и выставлен, то границы такта могут сохраняться лишь на небольших участках произведения: стирая в какой-то момент тактовую черту, композитор уничтожает ритмическую сетку. В этом случае возникают участки „ритмической неопределенности", или „скрытые такты", обычно выполненные не в том размере, который был заявлен в начале произведения (см. пример 79).

В подобном „размывании" такта и размера, „плывущем метре" сказывается подчеркнуто импровизационная установка, возможная в сольном инструментальном музицировании и немыслимая в условиях вокально-хоровых жанров, требующих постоянной, хотя бы и внешней координации голосов. Таким образом, тактовая черта в описываемых прелюдиях-не внешний разделительный знак, а средство передачи „фантазии", своеобразное оповещение о „стиле свободы", способ его репрезентации.

Остальные общие принципы тактовой системы либо совершенно не представлены в „нетактированных прелюдиях", либо представлены очень слабо.