Как пишет Л. Цаккони в 1622 г., „особенными стилями обла-дают многие в сочинении", при этом различия следуей искать в семи показателях: „в роде, модуляции, доставлявмом удовольствии, построении, контрапункту, изобретении и хорошем расположении" [459, II, 57]. Он же приводит в пример разных мастеров, в совершенстве владевших тем или иным даром. Необходимо еще одно уточнение: до конца XVI в. слово „манера" " предполагало ремесленный ручной труд: „maniera" была напрямую связана с „тапо" [384, 99]. Индивидуальную окраску этому слову придало только искусство Сеиченто, для которого творческая активность стала самостоятельной ценностью. Значительные разработки эпохи барокко были посвящены одному из „новых стилей", или „стилей модернистов", (stile dei Moderni) – „речитативному". „Речитативный стиль", взлелеянный флорентийской камератой,как правило, противопоставлялся старому контрапункту. Однако если Дж. Каччини отзывался о старых мастерах пренебрежительно, то Я. Пери, получивший основательную профессиональную подготовку, выделялся в своем кругу наибольшей терпимостью к „старой методе".