Сходные мысли высказывают Декарт и! Мерсенн. В „Компендиуме музыки" Декарт пишет: „Тот объект воспринимается легче, в котором меньше диспропорций между его частями" [141, 261]. Кеплер отождествляет про порцию и гармонию. Под влиянием Кеплера Ньютон выделяет роль пропорции. Рамо доводит до логического завершения идею Лейбница, создав новую науку, в которой акусти ческие законы объявляются высшими, и заново соединип законы теологии, естествознания и искусства.

Пропорциональность заметна в музыкальных композициях. В кантате Баха ,,Ein’ feste Burg" масштабные соотношений IV, VI и VIII частей складываются в пропорцию 6:3:2, 4См.: Johann Sebastian Bach. Neue Ausgabe samtlicher Werke. Serie II. Bd I. Kritischer Bericht von Friedrich Smend. Leipzig, S. 333.

Существовало правило: композитор должен соблюдать пропорцию в количестве тактов. Особой силой наделены „гармонические пропорции", соответствующие совершенным и несовершенным консонансам (1:2, 2:3, 3:4, 4:5, 3:5, 5:6, 5:8). Их, а также соотношения 1:3 и 1:1 (пропорция равенства), Бах кладет в основу большинства своих танцевальных форм. Например, во „Французских сюитах" только четыре танца отклоняются от излюбленной им системы пропорций.