Элементы нескольких систем соотносились друг с другом, соединялись в причудливом единстве. Чтобы понять логику их взаимодействия, необходимо рассмотреть еще один принцип поэтики барокко.

Постоянное соотнесение различных языковых планов нацеливает художников на осознание и подчеркивание знаковости. Многие учения барокко (теория аффекта, музыкальная риторика, эмблематика и др.) представляют собой словари, в которых устанавливаются взаимно однозначные соответствия между означающим и означаемым. Принцип соответствий непосредственно связан с репрезентацией.

Слово „репрезентация" было в ходу у барочных мыслителей, теоретиков и практиков. Первые оратории назывались „rappresentazioni" (представления). В барочной музыкальной поэтике существовало понятие „stile rappresentativo". О том, как следует „представлять аффекты" („affectum rappresen- tieren"), учили М. Преториус и К. Бернхард. Важнейшие музыкальные идеи связаны с „изображением", „представлением", „подражанием" („Darstellung", „Vorstellung", „Ausdruck", ,,Nachahmung") – этот спектр значений, скрывающийся в различи ных частично совпадающих и частично расходящихся понятиях музыкальной эстетики барокко, был порожден смысловой емкостью слова „репрезентация".