Принцип симметрии последовательно претворяется в мотете И. С. Баха „Jesu, meine Freude", ему подчинены фактурная и ритмическая организация, чередование вариаций на хорал с эпизодами (в центре – фуга). Приведем схему (римскими цифрами обозначены строфы хорала, заглавными буквами – эпизоды):

Содержание словесного текста определяется оппозициями, связующими „небесное и земное" – „жизнь – смерть", „дух – плоть". Фуга концентрирует их: „Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Римл., 8,9). В футе – центре – сходятся концентрические круги мотета.

В композициях Баха отражаются длительные традиции и осмыслении категории единства, особую значимость приобретает зеркальная симметрия, в которой позднее барокко усматривало связь земного и небесного.

„Музыкальное искусство" и „музыкальная наука" В эпоху барокко музыка обладает двоякой сущностью: искусства, ремесла – „ars" и науки – „scientia". „Музыкальное искусство" – „musica practica" – не входило в число „семи свободных искусств" [269, 537] -оно связывалось с тривием и препо давалось в школах кантором.