"Свободное" и„мадригальное" отношение к хоралу свойственно Шютцу в „Духовной хоровой музыке" (1648). Предел мадригальной экспрессии в хоральной обработке – III строфа хорала в моте- те Баха „Jesu, meine Freude". Другой тип „смешения" – мотет-концерт. Здесь было достигнуто .чрезвычайно много – повышенная нестабильность! „концерта", множество его трактовок предопределили „избы-; точность" конкретных композиционных решений. Первый тип концертирования связан с венецианской многохорностыбЛ| Уже в „Священных симфониях" Дж. Габриели, а затем – в „Псалмах Давида" Шютца важнейшим средством организа ции формы становится сам многохорный состав, фактурй. Такой мотет-концерт ориентирован на работу с простран ством (см. II главу). Важные принципы концертирования двойная экспозиция, фактурная рондообразность, фактурной обрамление – были выработаны уже Дж. Габриели и развиты Шютцем, И. Л. Хасслером, С. Шейдтом, И. Г. Шейном и другими мастерами. Эти же композиторы отказались от главенства

мотетной формы, в их мотетах-концертах обнаруживалад. тенденция смешивать различные по типу формы. Возможность расчленять форму на подобные этапы благодаря чередованию хоров, групп, тутти, инструментального и во кального звучания дополнена контрастами „совершенного" „несовершенного метра".