Усиливающееся на протяжении эпохи воздействие „новых стилей" испытывают и другие „старые" жанры – литания, гимн, вечерня, магнификат. Для магнификата, в частности, характерно движение к циклической композиции, обособление номеров (эта тенденция намечается в магнификате, приписываемом Д. Букстехуде, и реализуется у Д. Эрба, А. Вивальди, И. С. Баха). Все большая действенность, событийная, выразительная и изобразительная насыщенность, тяготение к оперному

и кантатному письму, открытому драматизму присущи мадригалу XVII в. Особенно ярко они проявляются у Монтеверди в V – VIII книгах его мадригалов. Внеличностное начало, „стиль a cappella" вытесняется „взволнованным стилем",

сольным и инструментальным концертированием, открытой ценической экспрессией. Подобная внутренняя трансформация приводит к постепенному перерождению или исчерпанию воз .v жностей жанра. Постепенный переход от старинного мадригала к опере осуществляется в итальянской сольной кантате, которая, будучи светским жанром, легко превращалась в арию, сцену, переплеталась с ораториальными формами. Кантаты А. Гранди, Берти, Ф. Турини схожи с сольными мадригалами. С другой стороны, ранняя кантата находилась под воздействием инструментальной канцоны. Наконец, на ее формирование повлияли танцевальные жанры Ренессанса: куранта, гальярда, чакона, вольта.