Однако в гармонической концепции генерал-баса сохраняются контрапунктические идеи: созвучие прочитывается как интервальная сумма. Таким образом, постепенно намечается переход от концепции, в которой господствует горизонталь, к концепции музыкальной вертикали.

Принципиально множественна ритмическая организация музыкального барокко: наряду с принципами „ранней тактомой системы"  в ней встречаются реликты средневекоиой модальности, периодические структуры, зоны „плывущего" метра и ритма, полифоническая апериодичность, стилизованные ритмоформулы, реконструирующие античные стопы. Ритмические рисунки разнообразны, контрастны, изменчивы. Лишь к концу XVII – началу XVIII в. осуществляется переход к зрелой тактовой системе", предполагающей постоянный ритм и такт, многоплановую регулярность, квадратность, бинарность и т. д. Однако даже в инструментальной музыке, которой ритмика в первую очередь обязана этим преобразованием, сохраняются „зоны свободы", промежуточные между импровизацией и композицией,  в „нетактиронанных прелюдиях", фантазиях возможны произвольное деление длительности, нетактовая, переменно или частично тактовая организация.