О том, что Бах сознательно создавал числовые композиции, свидетельствует еще один факт: в конце хора „Patrem omnipotentem" из „Credo" Мессы h-moll Бах собственноручном вывел в рукописи число 84, символизирующее творение и церковь (7×12), подчеркивая сакральный смысл 84-тактовой композиции 4.

Неслышимые числа невидимо оказывают воздействие на! музыкальную композицию. Здесь срабатывает еще один! закон барочной поэтики – иллюзорность. То, что мы слышим, намекает на глубинный, скрытый смысл, перед нами – лишь

иллюзия полноты, нуждающаяся в осмыслении. Идея единства и числового контроля переплетены с идеями музыкальной пропорции. Мерное-размеренное, число»! вое-исчисленное выражается в пропорциональности. Как пишет Веркмайстер, „музыкальные пропорции суть поистине совершенные вещи, которые, кроме того, способен постичь! разум, и потому они нам приятны; к тому, что разум постичь! не способен и что приводит ко множеству, а в конечном счете – к путанице, человек питает отвращение. Чем же сильнее числа и пропорции приводят ко множеству и отклоняются от единства, тем они запутаннее и досаднее" [цит. по: 252, 35]. По Веркмайстеру, микрокосмос регулируется пропорциями .